Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1 Стадии и виды стресса 4
2 Психологические изменения личности при стрессе. Эмоции и физиология при стрессе 5
3 Профилактика стресса 7
Заключение 10
Список используемой литературы 11
Оглавление
Введение 3
1 Основы и составляющие здорового образа жизни. Режим дня и здоровье 4
2 Режим труда и отдыха 6
3 Здоровье человека и свобода. Мотивационные модели поведения, связанного со здоровьем 8
4 Соотношение понятий «здоровый образ жизни» и «самосохранительное поведение» 10
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из первых, кто дал определение стресса, был Ганс Селье (Канада, физиолог) . Он конкретизировал стресс как общность стереотипных, филогенетически неспецифических реакций организма, что подготавливают организм к физической активности, сопротивлению, борьбе или бегству. Стресс, по мнению Г. Селье, инициирует быстрое старение организма и возникновение многих болезней.
Стресс на сегодняшний день является важной проблемой социума и компаний. Стресс оказывает прямое воздействие на уровень стабильности поведения сотрудников в компании и жизнь общества . Большое количество сотрудников современных компаний, огромная часть социума оказывается подвержена стрессам по причине нарастающей глобализации процессов, интенсификации экономической и социальной областей общества. Огромное число ситуаций, что инициируют нервное напряжение, связывается с физическим и эмоциональным истощением в профессиях, с высокими темпами и объемами работы. Профессиональные стрессы могут оказывать разрушительное влияние как на сотрудников, так и на организацию в общем.
Согласно Всемирной Организации Здравоохранения, профессиональный стресс – это «болезнь двадцать первого века», так как стресс встречается в любой профессии в мире и приобретает масштабы пандемии.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса профилактики профессионального стресса.
Задачи:
- описать стадии и виды стресса;
- рассмотреть психологические и физиологические изменения личности при стрессе;
- проанализировать способы профилактики стресса.
1 Стадии и виды стресса
Ганс Селье выделяет в стрессовой реакции организма три стадии: тревога, резистентность и истощение.
Первая стадия: тревога. Здесь происходит процесс мобилизации всех адаптационных ресурсов организма, содействующих стремительному росту возможностей оборонительной реакции. Человек находится в состоянии постоянного напряжения и настороженности, будто он готов в любую минуту сорваться в места и бежать. Нахождение в таком состоянии длительное время чревато развитием психосоматических заболеваний, например, гастрит, язва, аллергия и другие . Стресс вызывает в первую очередь активацию симпатической нер
Введение
Проблема укрепления здоровья и здоровый образ жизни (ЗОЖ) — одна из наиболее актуальных в психологии здоровья, о чем свидетельствует растущий год от года интерес исследователей к данной тематике. Изменение человеком своего поведения для минимизации риска развития проблем со здоровьем становится одной из важнейших задач XXI в.
В современном мире существует большое количество организаций и программ, пропагандирующих здоровый образ жизни и призывающих людей к увеличению активности для укрепления физического здоровья. Основной задачей подобных стимулирующих усилий выступает не столько информирование людей о положительном и отрицательном влиянии различных форм поведения на здоровье человека, сколько убеждение их в возможности изменить собственное поведение для укрепления своего здоровья. В связи с этим умения человека думать о будущем, ставить перед собой конкретные цели, стремиться к саморегуляции поведения будут иметь определяющее значение для ведения здорового образа жизни и укрепления здоровья.
Как показывают результаты исследований последних лет, наблюдается «значительный разрыв между декларацией высокой ценности здоровья и ее практической реализацией на поведенческом уровне» .
Укрепление здоровья представляет собой процесс, который предоставляет обществу возможность контролировать состояние своего здоровья и факторы, которые влияют на здоровье. Концепция укрепления здоровья применяет не только междицисциплинарные, но и подходы, которые интегрируют выбор отдельного человека и социальную ответственность в достижении здорового будущего общества.
Целью данной работы является рассмотрение психологии здорового образа жизни.
1 Основы и составляющие здорового образа жизни. Режим дня и здоровье
Для начала рассмотрим, что представляет собой здоровье человека. На рисунке 1 мы показали основные показатели здоровья человека .
Рисунок 1 – Основные показатели здоровья человека
На рисунке мы показали составляющие термина «здоровый образ жизни» (ЗОЖ).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Электронный ресурс] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - М.: Юрайт, 2018. — 299 с.
2) Водопьянова Н.Е. Cубъектнo-реcурcный пoдxoд к пcиxoлoгичеcкoй пoмoщи "выгoрающим" cпециалиcтам // Психология, управление, бизнес: проблемы взаимодействия: коллективная монография. - Тверь, 2016. С. 159-171. - https://psychology.tversu.ru/websites/24/documents/708/MonografiaTver2016.pdf?1491664847
3) Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер, 2011. - 224 с.
4) Макгонигал К. Хороший стресс: как способ стать сильнее и лучше. – М.: Альпина, 2017. - 303 с.
5) Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление / Г.С. Никифоров, С.М. Шингаев // Психологический журнал, 2015, Т. 36, №2, С. 44-54. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23460413
6) Применение ресурсного подхода в практике психологического обеспечения профессионального здоровья / Водопьянова Н.Е. и др. // Субъект труда и организационная среда: проблемы взаимодействия в условиях глобализации. - Тверь, 2019. С. 124-139. https://psychology.tversu.ru/websites/24/documents/4294/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%B8_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0..._%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F__%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C__2019.pdf?1562160883
7) Сапольски Р. Психология стресса. - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2015. - 480 с.
8) Фридман Р. Лучшее место для работы: искусство создавать превосходное деловое пространство. – М.: Альпина, 2017. – 341 с.
9) Шварц Т. То, как мы работаем, - не работает: проверенные способы управления жизненной энергией / Т. Шварц, Ж. Гомеса и К. Маккарти. - 3-е изд. – М.: Альпина, 2014. - 316 с.
Список используемой литературы
1) Агус Д. Правила здоровой и долгой жизни / Дэвид Агус. – М.: Эксмо, 2013. – 379 с.
2) Здоровая личность: [сб. ст.] / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2013. - 399 с.
3) Леонтьев Д.А. Феномен свободы: от воли к автономии личности // Только уникальное глобально: сб. статей в честь 60-летия Г.Л. Тульчинского. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. – С. 64-89. - http://institut.smysl.ru/article/freedom2007.php
4) Петраш М.Д., Муртазина И.Р. Понятие «здоровый образ жизни» в психологических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. № 2. С. 152-165. - https://dspace.spbu.ru/handle/11701/10416
5) Психология здоровья (Школьный возраст): учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2008.- 680 с.
6) Рассказова Е.И., Иванова Т.Ю. Мотивационные модели поведения, связанного со здоровьем: проблема "разрыва" между намерением и действием // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 1. С. 105-130
7) Янг Ш. Привычки на всю жизнь: научный подход к формированию устойчивых привычек / Шон Янг. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 269 с.